Поживем — увидим


Заглянуть в будущее — искушение непреодолимое. «Вокруг света» за 156 лет своей истории часто делал это. Посмотрим, что сбылось

1927 № 1

Американский физик Г. Гернсбэк дает нам картину города через 50 лет. Развитие большого города может идти в двух противоположных направлениях. Один возможный путь связан с предположением, что в будущем усовершенствованные пути и средства сообщения позволят разредить огромную человеческую массу, сжатую в небоскребах в больших городах, распределив ее по всей поверхности Земли. Этот путь возможного возвращения к природе и оздоровления человеческого рода легче всего осуществится при том предположении, что мы в нашем знании и использовании всевозможных видов энергии (особенно же атомной энергии) настолько уйдем вперед, что освободимся в нашей пище от растений.

Американский физик допускает, однако, возможность и другого пути развития: что города будут продолжать быстро расти по-прежнему. Наш рисунок показывает, как представляет себе американский физик картину города через 50 лет. Одна улица на поверхности не удовлетворяет потребностей городского населения уже и в настоящее время, а потому мы видим на поверхности земли проложенные друг над другом четыре улицы. Ведь этих четырех улиц только еле-еле хватит, если дома в будущих городах дойдут до сотни этажей. Любопытна догадка нашего физика о широком использовании пешеходами особых моторных роликов, которым предоставлена будет самая верхняя улица (1). Эти люди будущего не сами будут двигать ногами свои ролики, но к ним проведут особый ток по радио, который позволит развивать по улице умопомрачительную скорость. Вторая улица предоставлена трамвайному движению (2), третья — постоянно движущейся платформе (3), а четвертая — автомобильному или автобусному движению (4).

Кроме этих четырех улиц на поверхности земли мы видим еще и под землей многочисленные дороги для местного и дальнего сообщения. Эти подземные пути дополняются воздушными путями для самолетов разной величины; перегруженность и воздушных путей точно так же заставляет придерживаться определенных, строго очерченных линий.

Конечно, по мнению американца, вся работа будет производиться электричеством, но подаваться эта энергия будет только по радио.

Здания будут строиться наподобие нашего термоса, чтобы летом быть прохладными, а зимой согреваться электрическими тепловыми источниками. Воздух, летом — прохладный, а зимой — нагретый, должен доставляться особыми вентиляторами. Радиоактивные излучения позволят управлять и погодой, распределять по своему усмотрению дожди и солнечные лучи.

ЧТО СТАЛО. Котлеты из нефти

Футуролог во многом попал в точку. На скученность из-за роста этажности Америка ответила развитием «субурбии» — одноэтажных поселков, связанных с мегаполисами скоростными дорогами. Многоуровневые городские коммуникации? Да. Эстакады, тоннели, подземные парковки решают проблему дефицита места в городах. Здания с микроклиматом были реальностью уже в 1977 году, к которому относился прогноз. 2

Но с передачей электроэнергии большой мощности на расстоянии автор погорячился. Первые такие опыты начал еще на рубеже XIX и ХХ веков Никола Тесла, но перспективы оказались переоцененными — слишком велики потери. Возможности повысить КПД беспроводной трансляции электричества ищут до сих пор. Переходом на индивидуальный электротранспорт грезили полтора десятка лет назад, когда появился Segway (на фото), но ожидания оказались завышенными. Ну и в 1977 году никто не ел котлет из нефти, хотя в наши дни производством белка из углеводородов уже занимается ряд биотехнологических фирм. Пока на корм скоту.

Источник