Путеводитель по Риму Дэна Брауна: мифы и реальность


Сегодня полувековой юбилей празднует Дэн Браун — писатель, чья книга «Ангелы и демоны», несмотря на многочисленные фактологические ошибки, привлекла внимание тысяч поклонников к реальной истории Вечного города

1

C тех пор как в свет вышла книга Дэна Брауна «Ангелы и демоны», а затем еще и фильм, снятый в лучших традициях голливудских боевиков, в Риме несложно найти гида, который с удовольствием проведет всех желающих по местам, где побывали Роберт Лэнгдон и Виттория, расставив все точки над i и пояснив, что не все описанное в книге, а также отснятое в фильме соответствует действительности.
Так как все эти места расположены довольно далеко друг от друга, наверное, кому-то есть смысл обратиться в агентство и с комфортом провести время в Вечном городе.

Однако можно, подобно героям книги, попытаться разобраться в запутанных коллизиях самостоятельно.

Профессор Роберт Лэнгдон по приглашению сотрудника Ватикана приезжает в Рим, чтобы помочь отыскать похищенных кардиналов и бомбу. Времени очень мало — убийца грозится убивать кардиналов ежечасно, а затем взорвать бомбу. У Роберта нет сомнений, что похищение организовано иллюминатами, к которым он причисляет и Рафаэля, и Бернини. Однако стоит заметить, что и тот и другой умерли на много-много лет раньше, чем появились первые иллюминаты.

Пытаясь расшифровать намеки похитителя, Роберт приходит к выводу: нужно ехать в Пантеон, где захоронен Рафаэль Санти.

2

Пантеон был построен как храм всех богов в 126 году и расположен на Пьяцце-делла-Ротонда. После освящения в 609 году он стал христианским.
Главная особенность Пантеона — отверстие в его крыше, которое Роберт по ошибке принял сначала за «дьявольскую дыру». Сквозь отверстие опускается световой столб, который, не рассеиваясь, струится в виде огромного луча. Отверстие служит также в качестве охлаждения воздуха в храме и вентиляции помещения. Правда, сюда проникает и дождь, но внизу существует специальная дренажная система, впитывающая воду. Пантеон — одно из идеально сохранившихся старых зданий Рима.

3

Не найдя кардинала в Пантеоне, Роберт и Виттория отправляются в базилику Санта-Мария дель Пополо, где находится капелла Киджи, спроектированная Рафаэлем для своего покровителя Агостино Киджи, на полу которой можно увидеть люк с изображением скелета. Это и есть так называемая «дьявольская дыра», куда убийца опустил первого кардинала, накормив его землей. Кстати, никаких звезд и изображений планет «от Дэна Брауна» здесь нет. Недалеко от люка — статуя пророка Аввакума и ангела работы Бернини. И Роберт, глядя на статую, приходит к выводу, что направление, указанное рукой ангела, — площадь Святого Петра — очередная подсказка убийцы.

Второго кардинала убивают именно на площади Святого Петра, протыкая ему легкое.

4

Площадь была создана по проекту Бернини. Она раскинулась перед собором Святого Петра и окружена колоннадами, образующими вместе с собором символический «ключ святого Петра». На площади установлен обелиск, привезенный в Рим Калигулой и, по преданию, украшавший цирк Нерона, где был казнен святой Петр. На площади всегда много народу.
На площади в толпе Роберт и Виттория, пытаясь предотвратить следующее убийство, находят медальон с изображением дующего ангела и решают, что струи воздуха указывают на церковь Санта-Мария делла Виттория, где стоит скульптура Бернини «Экстаз святой Терезы». На самом деле на площади таких медальонов восемь — для четырех основных и четырех промежуточных направлений ветра.

5

Церковь Санта-Мария делла Виттория располагается в восточной части Рима.
Браун фривольно описывает скульптуру: «…творение Бернини… смахивало на порнографию». На самом деле скульптор изобразил святую Терезу в момент озарения. В своих книгах Тереза описывала, как к ней с небес спустился ангел, держа в руках огненную стрелу любви Господа.

К сожалению, третий кардинал тоже погибает, он сгорает в огне на глазах героев, а самому Роберту чудом удается бежать, оставив Витторию в руках убийцы.

Следующий пункт маршрута — «Фонтан четырех рек». Это один из самых знаменитых фонтанов Рима. Он находится на Пьяцца Навона и сооружен по проекту Бернини, хотя сама история его создания необычна.

6

Первоначально был объявлен конкурс, однако из-за интриг Бернини не допустили к нему. Невзирая на это, архитектор сделал свой проект, разместив вокруг обелиска статуи речных богов главных рек четырех частей мира: Нила, Ганга, Дуная и Ла-Платы. Увидев макет, папа Иннокентий был сражен его красотой и отменил конкурс, дав распоряжение тут же заняться строительством фонтана.
Пытаясь спасти четвертого кардинала, Роберт вступает в схватку с убийцей, но, в отличие от фильма, ему не удается спасти и его.
Из книги создается впечатление, что фонтан очень глубокий. На самом деле воды в фонтане наберется едва ли до щиколотки.

Голубка указала Роберту следующую цель — замок Святого Ангела, который был когда-то гробницей, затем резиденцией пап и хранилищем, а заодно и тюрьмой. Сейчас замок открыт как музей. Его начали строить в 135 году в качестве мавзолея для императорской семьи.

7

В разгар эпидемии чумы в 590 году, согласно преданию, папа Григорий Великий увидел на крыше крепости архангела Михаила, который вложил меч в ножны, и понял, что это знаменует конец страшных испытаний. С того времени замок стал называться замком Святого Ангела. В Средние века замок соединили с Ватиканом коридором. Кстати, Браун вспоминал, что идея написать «Ангелов и демонов» пришла ему именно во время прогулки по этому коридору.
В поисках бомбы Роберт устремляется в некрополь. Теперь он уверен, что бомба находится в могиле святого Петра.
В наши дни посетить некрополь можно только при наличии специального разрешения, выданного дикастерией Римской курии Фабрики Святого Петра. Посещение происходит строго по графику в группах по 12 человек, и количество посетителей в целом не должно превышать 250 человек в день.
Виртуальный тур по некрополю

Бомба взорвалась в воздухе, и в этот раз Роберт спас всех, включая Рим, по которому мы теперь можем спокойно гулять.

Однако после выхода «Ангелов и демонов» Европейский центр ядерных исследований (CERN) на своем сайте заявил, что бомбу из антивещества сделать невозможно и что антивещество создается совсем не так, как это описано в книге.
Тем не менее Рим стоит того, чтобы побывать в нем и посетить все места, перечисленные Дэном Брауном, но в первую очередь в дань уважения к их великим создателям — Рафаэлю и Бернини.

Источник