Молодые писательницы, которых стоит читать прямо сейчас


Стать писателем и утвердить себя в профессии, сделать так, чтобы тебя заметили и запомнили, не менее сложно, чем засветиться в Голливуде. Тем временем каждому новому поколению читателей нужны авторы-современники, которые делили с ними детство и понимают их заботы и проблемы. Поэтому мы выбрали десять самых многообещающих писательниц, которых надеемся читать ещё не одно десятилетие.

Элеонор Каттон

Элеанор Каттон — новозеландка, открыто критикует правительства Австралии и своей родины, которые отвечают ей взаимной ненавистью. Свой первый роман «Репетиция» Каттон закончила в 22 года. История о скандале в старшей школе, неясно, то ли настоящая, то ли выдуманная, сделала Каттон любимицей критиков и дала ей возможность работать над следующим произведением, не думая о деньгах. Результатом стала самая толстая книга в истории лауреатов Букера, метароман, притворяющийся стилизацией, — «Светила». Бестселлер о золотой лихорадке в Новой Зеландии XIX века, приправленный убийствами, сексом, опиумом и астрологией, — одна из лучших книг XXI века. Каттон всего 30, и она точно ещё всем покажет.

2

Марианна Ионова

Филолог и литературный критик, пишущая для журналов «Новый мир» и «Арен», Марианна Ионова к своим 30 годам выпустила две книги, а также множество коротких произведений. В 2011 году она стала лауреатом премии «Дебют», а в 2013-м вошла в лонг-лист Бунинской премии. Сборники «Мэрилин» и «День святого Патрика» хороши тонкими, умными рассказами, в которые хочется вчитываться, — о любви, об отношениях, о мыслях и мечтах, которые перемежаются с реальностью, и, что особенно приятно, о Москве. Хотя Ионова уже давно публикует только прозу, на сборники обязательно нужно обратить внимание: её рассказы интимны и написаны слогом поэта, лишены вульгарности или нарочитой романтичности.

3

Ханья Янагихара

На русском языке вскоре выходит второй роман американки гавайского происхождения Ханьи Янагихара «Маленькая жизнь», ставший одним из самых важных литературных событий 2015 года. История четырёх амбициозных и талантливых друзей, покоряющих Нью-Йорк, переплетается с личной историей одного из них — будущего адвоката и математика Джуда, на протяжении многих лет переживавшего насилие со стороны растивших его священников. Увесистая книга Янагихара постоянно балансирует между описанием издевательств с одной стороны и радостями жизни и дружбы — с другой.Писательница затрагивала тему детского насилия ещё в первом своём романе «Люди, живущие на деревьях». Критики остались под большим впечатлением: Янагихара показывает его не как нечто экстраординарное, а как пугающе обычную часть жизни. Её герои — люди, которым приходится справляться с нанесённым ущербом в мире, где религия уже давно не приносит облегчения.4

Зэди СмитЗэди

Смит стала одной из звёзд современной литературы, после того как в 24 года опубликовала свой первый роман «Белые зубы». Дебют писательницы о выходцах из Ямайки и Бангладеш, о свидетелях Иеговы и c множеством переплетающихся сюжетов, был написан настолько по-взрослому, с таким умением рассказывать истории, что Смит настойчиво стали сравнивать с Салманом Рушди. С тех пор англичанка выпустила ещё четыре романа и несколько сборников рассказов, собрала множество литературных премий, вместе с мужем Ником Лэйрдом поработала над сценарием для нового фильма Клэр Дени — на этом она точно не остановится. Хотя Смит уже никак не дебютантка, есть уверенность, что творческий расцвет писательницы ещё впереди.5

Гузель Яхина

Гузели Яхиной не сразу удалось опубликовать свой дебютный роман «Зулейха открывает глаза» — издательства не принимали рукопись даже после публикации отрывка в журнале «Сибирские ночи». Однако благодаря литературному агентству текст в итоге вышел в издательстве «АСТ» и стал сенсацией и финалистом премии «Большая книга — 2015». Роман о жизни раскулаченной татарки Зулейхи — это книга и о советском терроре, и о жизни татарской деревни, и о внутреннем мире женщины и её пробуждении к жизни. Яхина родилась в Казани и рассказывает о татарском мире не понаслышке, а в конце книги приводит небольшой татарско-русский словарь, что делает её ещё ценнее. Писательница выпустила ещё несколько рассказов, и, скорее всего, это только начало её пути.6

Эмма Кляйн

Первый роман Эммы Кляйн 2016 года уже наделал шуму: при том, что критики отмечают прекрасный стиль и любовь к деталям, многим непонятно, зачем автор выбрала для романа о взрослении крайне сомнительные исторические обстоятельства. «Те девушки» — рассказ о мрачном культе конца 60-х, инспирированный историей коммуны «Семья» Чарльза Мэнсона. Иви, незаметный подросток из Калифорнии, встречает Сюзанну и других девушек, живущих в семье некоего Расселла, которая вскоре пойдёт на кровавую бойню. Роман Кляйн — это не взгляд на секту 60-х и на 60-е как таковые. Это история взросления героини, состоящая из наблюдений о ежедневном опыте, из восхищения новизной жизни, смешанных со сложными размышлениями о том, почему для девочки так важно быть замеченной кем-то, чтобы понять что-то о себе.7

Шейла Хети

В свои 39 канадка Шейла Хети — уже литературный ветеран. Автор рассказов, романов и нон-фикшна, подобно Светлане Алексиевич, уделяет внимание голосам других не меньше, чем собственному. Помимо дебютного сборника «Срединные истории» и романа «Тикнор» она опубликовала книгу на основе разговоров и переписки со своими друзьями из арт-среды Торонто «Каким должен быть человек», в которой документальное смешивается с вымышленным. Писательницу волнует искусство и красивые платья, секс и еда, красота и уродство, и в каждом новом тексте ей удаётся сочетать реальность и вымысел, чтобы по-новому задавать ключевые вопросы бытия. Только что вышел роман Хети «Все счастливые дни у нас дурацкие», и очевидно, что останавливаться она не собирается.8

Селесте Инг

Селесте Инг, американка китайского происхождения, — дочь учёных, эмигрировавших в США из Гонконга в 60-е годы. Ей, как никому другому, понятны проблемы интеграции, самоопределения и кризис идентичности, присущие семьям переселенцев. Именно о них она написала в прикидывающейся триллером книге «Всё, о чём я тебе никогда не рассказывала». История исчезновения умницы и отличницы из семьи китайских эмигрантов в небольшом городке начинается как детектив, но постепенно перерастает в историю социального феномена, который с каждым годом становится знаком всё большему количеству людей: выживанием в мире, который не принимает тебя. Помимо дебютного романа, Селесте выпустила уже множество рассказов и печатается в литературных журналах, а роман принёс ей коммерческий успех, став книгой года по версии Amazon в 2014.9

Кэтрин Лэйси

Дебютный роман Кэтрин Лэйси «Никто никогда не пропадает», уроженки Тупело в штате Миссисипи, сравнивают с культовым в США «Катером» Ренаты Адлер и ещё с полудюжиной историй о женщинах «на грани нервного срыва», решивших бросить всё. Книга 2014 года — поток сознания главной героини с необычным именем Элирия, которая уезжает из Нью-Йорка, от мужа старше её на десять лет, от семейной трагедии — суицида сестры, но не только. Элирия сознательно бежит от себя — автостопом по Новой Зеландии. Обаяния и свежести роману Лэйси придаёт ощущение, что он написан не для того, чтобы рассказать о социальных или внутренних проблемах женщин, а ради самой героини: близкой и непонятной, знакомой и непредсказуемой, но главное — в своей поэтической наблюдательности похожей не на загнанную жертву обстоятельств, а на современного битника.10

Алисса Наттинг

«Тампа» Алиссы Наттинг стала камнем преткновения критиков и читателей в 2013 года. Казалось бы, история 26-летней красотки-учительницы, которая соблазняет 14-летнего мальчика, напоминает фильм «Скандальный дневник», но это только на первый взгляд. Наттинг, до первого романа выпустившая сборник трагикомических рассказов «Поганая работа для девушек и женщин», решила не сосредотачиваться ни на психологии нимфоманки, ни на трагедии мальчика, ни на среде, в которой разворачивается история. В её книге море секса и море бессмысленного и беспощадного драйва, что многим критикам показалось недостаточным для замаха на новую «Лолиту». Однако, во-первых, сама Наттинг явно скорее видит себя новым Палаником, чем Набоковым, во-вторых, похоже, многих пугает даже не банальность зла её героини, а то, насколько много рассказано о женских желаниях и о женщине как о поработительнице, а не как о жертве.

Источник