Кутюрье из России, которая шила наряды и крестьянкам, и императрицам


Имя Надежды Ламановой вспоминают зачастую лишь в узком кругу историков моды, хотя она сотворила настоящую революцию в мире моды. Сегодня ее платья выставлены в Эрмитаже, среди клиенток Ламановой были и представительницы бомонда Серебряного века, и даже императрицы, она шила для актеров МХАТа, а после революции трудилась на благо простых советских женщин. В разные годы она творила из шелка и мешковины, но неизменно создавала шедевры!
1
Судьба Надежды Ламановой сложилась драматически, она знала немало взлетов и падений, но всегда оставалась верна себе — наполняла красотой этот мир. Надежда происходила из обедневшего дворянского рода, рано потеряла родителей, и покорять Москву приехала из богом забытой деревни. Поступив на курсы кройки и шитья, поняла, что в этом ее призвание. После — всю жизнь посвятила этому, но иголку в руки практически никогда не брала. Сравнивала себя с архитектором и лишь проектировала наряды, доводя модниц до изнеможения. Примерки длились часами, ведь Надежда не создавала эскизы: вооружившись булавками, драпировала ткань прямо на модели. Ее работа чем-то напоминала творчество скульптора, высекающего шедевр из монолита.
2 3
В 24 года Ламанова открывает свою мастерскую в Москве, и к ней стекается весь цвет столицы. Лиля Брик и Ольга Книппер-Чехова, Мария Ермолова и Анна Павлова — кого только не было среди ее заказчиц. Были даже и коронованные особы — за создание нарядов для императриц Марии и Александры Надежда получила звание поставщика Его Императорского Величия. Свои шедевры модельер декорировала вышивкой и тончайшим кружевом, стеклярусом и блестками… 14 платьев, созданные в конце 19 века, сегодня можно увидеть в Эрмитаже.
4 5

Надежде Ламановой посчастливилось дружить с Полем Пуаре, одним из корифеев французской моды. Утонченность, шарм и безупречный стиль русской мастерицы оттачивался под его влиянием, но и результат был превосходным, готовые изделия не уступали парижским.
6 7

Еще одно направление деятельности Надежды Ламановой — сотрудничество с МХАТом. Станиславский высоко ценил ее профессионализм, и в таких спектаклях, как «Вишневый сад», «Женитьба Фигаро», «Мертвые души» и множество других, можно было видеть изумительные сценические образы, рожденные фантазией модельера. Кроме того, позже Ламанова шила и для первых советских кинолент, и для театра Вахтангова.
8 9 10a
Страшные перемены произошли в жизни Надежды после Октябрьской революции: она была арестована за сотрудничество с императорским дворцом, пробыла 2,5 месяца в заключении, и, выйдя на свободу по ходатайству жены Максима Горького, вынуждена была кардинально сменить род деятельности. Вместо шелка и газа, ей пришлось шить из солдатского сукна и холстина. Но и тут Ламанова нашла себя: стала создавать наряды в стиле конструктивизм, щедро украшая платья и балахоны народной вышивкой. С этими костюмами модельер отправляется во Францию, где получает высокие награды и обходит саму Коко Шанель.
В это время Надежда мечтала запустить свои наряды в массовое производство, ей хотелось показать советским женщинам яркий неординарный стиль, но этим мечтам не суждено было сбыться. Ее модели выпускались в единичных экземпляров для всевозможных выставок и показов.
11
Умерла Надежда Ламанова в первый год Великой Отечественной войны. В день эвакуации МХАТа опоздала к автобусу, так как ухаживала за больной сестрой. Осознав, что о ней попросту забыли, села на лавочку напротив театра. Сердце не выдержало.
12