Дорога между Салехардом и Лабытнангами — наша фирменная тема и наше народное развлечение. Города расположены по обе стороны Оби. Моста через реку нет. А причины ездить друг к другу в гости есть. Мы ездим к соседям за продуктами (там дешевле и выбор больше), они к нам — в кино и в ночной клуб. К тому же Лабытнанги — это железнодорожный вокзал, а Салехард — аэропорт.
Мы в одной связке, только без моста.
Летом ходят паромы. А зимой открывают переправу по льду. Причем это не просто накатанная дорога туда-сюда, а продуманная система полос с широким расстоянием между ними. Требующая обслуживания: очистки от снега, выравнивания — природный лед редко бывает гладким.
Сегодня мы с коллегами наблюдали, как заливают переправу.
Переправа — это три полосы каждая шириной 30 метров и длиной 1700, общая протяженность — 5300 метров. Из Салехарда в Лабытнанги — одна полоса, по ней едут и длинномеры, и легковушки. Обратно — две полосы. Город-сосед — город-труженик, он по железной дороге принимает грузы и отправляет их в окружной центр. Поэтому для «тяжеловесов» выделили отдельную полосу.
Сегодня третья полоса закрыта, ее намораживают. На машине мы с разрешения руководства ледовой переправы проехали под знак к точке, где происходит самое интересное
А это наша компания: фотокорреспондент Андрей Ткачев и слушатель школы молодого журналиста Виктор Ткачев. Однофамильцы, так получилось.
Трасса на реке ровная, как асфальт, даже как каток.
– С погодой в этом году повезло, – объясняет Людмила Павлович, начальник участка хозрасчета АО «Ямалавтодор», – рано ушли паромы, ровно встал лед, торосов не было. И с сооружением дороги справились в рекордные сроки – за полторы недели. Обычно на подготовку ледяного моста уходит недели три.
На полосе работают два трактора, у каждого — помпа, каждую помпу обслуживают два дорожных рабочих. Они в оранжевой экипировке.
И в сапогах, которые, как говорит коллега, выдерживают до минус семидесяти градусов.
А я в валенках. Фотографирую и еле успеваю отпрыгивать когда вода приближается.
Сначала лед очищают от снега. По трассе проходят трактора с отвалом, потом пускают шнек, который отбрасывает снег на обочину. И только потом приступают к намораживанию.
Для этого бурят лунки шириной пятнадцать сантиметров.
Вставляют в лунку шланг и включают помпу.
Цель намораживания — не столько утолщение льда, сколько заглаживание трещин. При понижении температуры лед рвется, поэтому в морозы дел прибавляется
Шланг свободно лежит на земле, вода заливает все вокруг.
Чтобы дорога была залита равномерно, шланг передвигают.
Когда участок залит, трактора переезжают дальше, к следующей лунке.
Быстро едут!
Сезон зимней переправы начинается когда толщина льда достигает 20 сантиметров, по такому мосту людям можно ходить без опаски. В этот период намораживают дорогу без тяжёлой техники, качают воду ручными помпами.
38 сантиметров – время открывать переправу для маломерок до трёх с половиной тонн.
В эти дни под ногами намерзло уже полметра, утром дали зеленый свет грузовикам до 10 тонн.
К концу сезона толщина ледяного моста достигает полутора метра, иногда и больше. Максимальный разрешенный к проезду вес транспорта — 30 тонн.
Трещины заливают до марта.