«Золотой Недостаток» — немного про искусство ценить несовершенство…


Уж где-где, а в Японии умеют ценить несовершенство. Обычай ничего не выбрасывать давно стал частью менталитета японского обывателя. Если разбилась чаша для риса, то ее аккуратно склеивали и пользовались дальше. Однако не все чашки склеивались обычным клеем…

Так возникло Кинцуги — искусство «золотого шва»: если не можешь скрыть что-то, то попробуй сделать из видимого дефекта красоту. Смола или лак смешивались с золотым порошком и им проклеивали трещинки поврежденных сосудов и чаш. В Японии эту технологию возвели в ранг искусства.

Японцы верят, что поврежденные вещи, искусно исправленные обретают не только историю, но даже душу, отчего становятся более красивыми и ценными. Причем, в данном случае термин «искусно» не означает, что дефект скрывался полностью. Наоборот, его выделяли контрастом, делая видимым. Некоторые мастера даже специально разбивали чаши, а потом склеивали золотым лаком.

1

Кинцуги появляется в 15 веке, многие верят в легенду, которая гласит, что оно появилось благодаря сёгуну по имени Асикага Ёсимаса. Асикага однажды разбил свою любимую китайскую чашку, и чтобы починить её, он отправил обломки в Китай. Получив чашку обратно, сёгун заметил, что ремонт сделан с помощью некрасивых, очень заметных скреп. Асинаге понравился такой подход, после чего он вошел в моду.

По другой распространенной версии, Асинага, напротив, остался недоволен таким ремонтом, расстроился, тогда сёгун отдал чашу японскому мастеру исправить ситуацию и, вместо того, чтобы постараться скрыть следы реставрации, он подчеркнул их золотом. Сёгун пришел в восторг – разбитая чашка стала лучше, чем когда она была целой. Прошло немного времени, и люди специально разбивали свою посуду, чтобы получить шедевр нового вида искусства.

Для многих кинцуги – это больше, чем просто починка посуды, это прекрасный способ научиться жить и переживать повседневные неприятности. Будь то изъян нашей чашки или изъян в нас самих, надо принять это несовершенство, постараться обратить его к лучшему, но ни в коем случае не прятать его, не пытаться замаскировать.

2

Хотя сейчас мастера работают в основном с золотом, оригинальный процесс подразумевал использование специального лака. Разбитые части склеивались, используя лак уруши, полученный из сока китайского лакового дерева.
Заключительный слой уруши покрывался золотым порошком и затем полировался. Сбор сока и обработка изделия довольно опасны из-за своей токсичности.

3

К счастью, как только раствор сохнет и укрепляется, токсичные эффекты аннулируются, делая изделие абсолютно безопасным. Сегодня, благодаря современной технологии полимеров, искусство может процветать с современными материалами, которые более прочны и имеют большую долговечность, чем традиционная методология лака.

4

Случается так, что не все осколки от чаши удавалось сохранить, но и это не останавливало мастера, желавшего дать вторую жизнь вещи. Золотым лаком восстанавливались утерянные части.

5

Ёбицуги — вариация технологии кинцуги, когда в чашку «вживляется» осколок из другой чаши. Это также дает интересный эффект.

6

Иногда декоративные трещинки, «залитые» золотым лаком, дают почву для творчества и художник дополняет композицию, получая в итоге декор в виде дерева или ветки сакуры.

7

8

Есть более сложные варианты данной технологии. От унитарности к дизайну. Данные композиции сложно представить себе в обиходе, но не любоваться ими не возможно. Хотя и тепло, которым наполнены простые чаши не исходит от них…

9

10

Как вам? Нам кажется, что у японцев есть чему поучиться… Особенно как свои несовершенства или «шрамы» от жизненных трудностей возвести на пьедестал и создать собственные личные «золотые недостатки».

Источник