Жизнь закрытого вахтового посёлка. Ямал, Сабетта


В общем, билетов на рейс Москва-Сабетта не купить — везут туда только по спискам и паспорту. Вариантов других просто нет, соответственно, случайных людей — тоже. Туда «Red Wings» вез, кстати, обратно — «Ямал». Я зарегистрировался на рейс последним, что вылилось в неплохой бонус, но об этом — позже. Непривычно было видеть в очереди на посадку ТОЛЬКО взрослых людей, трезвых, спокойных, без шуток и прибауток. Все знают, куда, и главное — зачем летят. Ни сумасшедших мам, ни диких животноводиц. Разительный контраст с «курортными» рейсами.

Единственный прикол был — когда к нам подскочил взмыленный мужик, которому надо было в Симферополь, и чуть было не улетел с нами на Ямал. Мы слегка подержали интригу, но все-таки признались, что Сабетта — это не курорт, хотя тоже на полуострове. На свой самолет он все-таки успел.

1

Главная площадь Сабетты

Капитан воздушного судна объявил, что в Сабетте аэропорт перегружен и надо чуть подождать. Ок, ждем… И ждем, и ждем… Наконец нас побуксировали, пилот раскочегарил движки и поехал сам, но на КАЖДОМ перекрестке он стоял и всех пропускал!

Накормили в полете вкусно — даже не ожидал такого от, фактически, вахтового транспорта.

А, про бонус! Бонус в том, что сидел я хоть и в конце самолета, зато один на трех креслах… Думал, вздремну, но было так красиво за иллюминатором, что я от него и не отлипал. Да и поесть тоже было удобно.

Прилетели в Сабетту. Тут все было, с одной стороны, проще, чем в Домодедово, а с другой — сложнее. Уже без излишеств типа автобуса от самолета к зданию, но зато надо нефигово ожидать багажа. И — входной досмотр багажа на предмет алкоголя. Реально смотрят, на совесть. Если что вызывает вопросы — надо открывать баул и показывать, неважно как плотно упакованы вещи. Отказался — готовь 50 штук штрафа. Никто не отказывается. Алкоголь в Сабетте, поселках, и на всем Южно-Тамбейском лицензионном участке, включая завод СПГ — под полным, абсолютным и тотальным запретом. Даже в церкви кагором не причащают. Храм, кстати, благостный. Решил туда зайти с приезда — попал на застолье. Посидели, поговорили, рассказали истории разные. С людьми познакомился, опять же…

2

Храм посреди Сабетты

Вообще запретов много, но они понятны. Если сам чего-то не понимаешь — на инструктаже объяснят. Объясняют простым языком. Например, нельзя взаимодействовать с местной фауной. Если белый медведь — то ясно, что он тебя разорвет чисто из любопытства, даже если не голодный. Если песец — то неизвестно, что у него на уме, плюс — вполне возможно бешенство. Белых медведей я тут не видел, врать не буду, а вот песцы бегают по помойкам, как кошки в городах, и самые смелые клянчат у людей вкуснятину.

Курить можно только в отведенных для этого местах — на улице в железных проветриваемых сараях. За порядком на ЮТЛУ следит охрана, за правопорядком — ОВД.

За нарушение правил — либо чувствительный (пяти-шестизначный) штраф, либо депортация. Хотя есть и нарушения с шестизнаками, но без депорта. Например, пьянка. Так как топят тут зверски, то поставить брагу — как два пальца. Ущучат тебя бухим — должен и сам, и в два раза больше — твоя контора, но домой тебя не отправляют. Жри, мол, дальше, неси нам бабло. А вот депортация значит, что депортированный больше никогда — ни в следующий раз, ни от другой конторы — не сможет сюда приехать. Единственный будет способ заехать сюда снова — поменять паспорт. Есть люди непьющие по тем или иным причинам, которые находятся в Сабетте, как рыбы в воде. Есть люди, которые специально приезжают сюда на вахту, как на реабилитацию с трудотерапией — по причине неспособности перестать бухать самостоятельно.

3

Одна из «улиц» Сабетты — на самом деле улиц как таковых там нет, есть только номера общежитий, между которыми проходы. Все коммуникации проложены на поверхности — мерзлота ведь.

Ну, вот еще про штрафы… Закрутить отопление в номере, чтобы не так сильно жарило — попасть на 30 штук. Оказаться на заводе без спецодежды — минус пять процентов от зарплаты за каждый раз. Про средства индивидуальной защиты — про каску и очки — по-разному, в зависимости от зоны, где тебя без них ущучили. Про страховку при работе на высоте — опять же, депортация.

Про погоду. С погодой так… Приезжаешь из Москвы в Заполярье, думаешь — пипец! На следующий день температура падает до -3, думаешь — вот теперь пипец. На следующий день поднимается ветер с Ледовитого океана (а надо сказать, что Ямал практически ровный и ветру дуть ничто не мешает), думаешь — вот теперь уже точно пипец! На следующий день выходит солнышко, ветер не прекращается, температура падает еще, думаешь — ну нормально. На следующий день так же холодно, но ветер дуть перестает, с океана приходит туман, и ты думаешь — во жара!

4

Восход на Сабетте

Пару слов про ветер… Ветер, если он есть, выворачивает сигарету изо рта (из-за этого быстро появляется привычка держать сигарету зубами), продувает застегнутые молнии на одежде насквозь, а если что-то из одежды не застегнуто — есть возможность потерять. Привычка застегиваться возникает мигом. Ветром реально может сдуть каску с головы или снять желтый жилет. Поначалу удивляет, когда видишь, что все лесенки, пусть даже в две-три ступеньки, оборудованы перилами, а когда поднимается ветер, понимаешь, что перила — вещь необходимая.

В Сабетте есть отделение полиции, как я уже сказал, и медпункт. Пожарная часть находится на заводе, где и ездят пожарные. При строгости сабеттских правил возгорание в поселке маловероятно, а вот на заводе по производству сжиженного природного газа — вполне естественно подстраховаться. За две недели полицию я видел только раз, скорые же ездят. Основная функция медицины тут — лечить порезы и ссадины, держать наготове вакцину от бешенства, и, если кто серьезно приболел — давать справку, на основании которой человек раньше срока отправляется домой, чтобы не разносил заразу и не тунеядствовал. Симуляции никакой не требуется — в медпункте напрямую спрашивают при обращении «домой хочешь?», и, если хочешь — скатертью дорога.

Вообще там вполне можно затосковать, если к этим вахтам и командировкам относиться, как к ссылке и каторге, а не как к приключению. Народ, кто послабее, свихивается — медикам проще отправить домой затосковавшего, чем крепить и изолировать уже поехавшего.

5

Обычный пейзаж. Провода и буровые — больше глазу зацепиться не за что.

На ЮТЛУ всё сделано для того, чтобы люди, приезжающие туда, работали и не морочились бытовыми вопросами — что и как есть, как спать, где стираться, и как поддерживать гигиену. Буквально все вопросы прикрыты. Про отопление написал. В общежитиях на каждом этаже — комнаты со стиральными машинами и сушками. На первом этаже — отдельная теплая сушилка для спецодежды. Уборка в номере — через день. Смена постельного белья и полотенец — раз в неделю.

Про питание… Каждому человеку положен пропуск — пластиковая карточка, на которую ежедневно зачисляют деньги на питание. Три раза в день кормят на убой, но даже с моим аппетитом я, ни в чём себе не отказывая, не мог прожирать всю сумму.

Про досуг. Есть спорткомплекс с железом и площадкой. На железо — запись за два дня. Я не качался — просто режимил и питался. На площадке можно играть в любые площадочные игры — волейбол, мини-футбол, бадминтон и теннис, есть столы для пинг-понга. Связь с цивилизацией по всему району — только через спутник. И она нищеватая для пользователя — голос по телефону в Сабетте держится хорошо, на заводе — с большими перебоями (мобилка там и не нужна особо — у всех рации), инет — только EDGE. Один раз видел 3G, но он быстро отвалился. Локальная сеть — только в офисах, для почты, выход в инет очень ограничен. Вай-фай в некоторых местах есть, но строжайше запаролен. Люди приезжают с гаджетами и смотрят фильмы и сериалы — и друг с другом меняются на флэшках свежачком.

Достопримечательностей в Сабетте две — факел завода СПГ, который видно отовсюду, и храм. Меня лично еще впечатлили старые здания общежитий, в которых жили раньше вахтовики и пограничники — сколоченные из досок домики, в которых теперь уже никого нет, а они стоят — и это очень выразительно. Такой домик вполне подходит под помещение для музея этих мест. Хоть поселок молод и невелик, а история тут уже богатая.

6

Одно из старых общежитий

Прикольно видеть, как суровые и хмурые днем парни по вечерам ныкаются по щелям и уединенным уголкам и воркуют по телефонам с родными и близкими. Тоже мощный контраст — всюду ведь жизнь. Да и по-деревенски (в хорошем смысле слова) гуляющие по улицам парочки — создают доброе ощущение.

7

Новое здание общежития. Таких в Сабетте много — там все и живут.

Про людей… Вообще случайных людей там нет. Люди разные — со всей России, плюс — французы, индусы, турки, сербы. Немцы бетон составляют — с немецкой тщательностью. И все реально равны.

А, про факел… Факел — вещь медитативная. Его реально отовсюду видно, а если он скрыт за зданиями, то все небо освещается таким мерцающим красно-желтым светом. Смотрится фантастически красиво — на нефиговой башне столб огня от 20 до 50 метров в высоту, плюс иногда, когда там горит что-то непростое, еще и чернущий дым летит.

8

Несколько раз мне приходилось оказываться рядом с ним. Ну как — рядом… Первые 220 метров от него — стерильная зона, в которую вход запрещен, да ты и сам туда не захочешь. А не захочешь потому, что уже в полукилометре от него ты из-за гула едва соседа слышишь и тебя реально жарит. От факела можно греть руки — как от костра. Вылезаешь из машины, и думаешь, что весна пришла, тепло — вокруг грязища, снега вообще нет, ну и полагаешь, что можешь пройтись без шапки в одной каске. А вот и хрен там был — как только заходишь в тень от какой-нибудь конструкции, так и понимаешь, что шапочку-то надо было напялить, потому что в тени — самая что ни на есть зима, то есть снег хрустит, а уши от холода сворачиваются в трубочку. Но уже облом — каску снимать нельзя. Поселок Сабетта находится в нескольких километрах от завода, наш корпус стоял на последней линии, так вот постоянно есть ощущение, что над домом пролетает авиалайнер, только тут источник шума никуда не улетает.

Про местные ПДД. Взял я с собой права, и думал, что можно будет оседлать какой-нибудь шестиколесный трэкол и дать на нем по тундре… Ну или популять на пикапе по ледяным дорогам. Хрен всему — штрафы за нарушения ПДД примерно в 10 раз выше «материковых», ограничение скорости — 50 км/ч, и все машины оборудованы ГЛОНАССом — не скрыться. Даже если ты думаешь, что твоего нарушения никто не заметит — трек постоянно пишется и раз в несколько дней проверяется случайным образом. За порядком на дорогах следит сразу несколько служб (включая ГАИ), и дисциплина держится круговой порукой. В тундре, на «кустах» — все наоборот. Там правило одно — преимущество имеет груженый транспорт. Точка. Больше правил никаких нет, езжай, как хочешь. Поначалу смотрится дико, но потом привыкаешь.

Короче, при оптимистичном отношении время в командировке на Сабетте воспринимается, как экстремальный, но чертовски интересный отдых…

Фото и текст: Андрей Старостин, фотограф

Источник