Многодетная мама Ольга Валяева — о мультиках, гаджетах и о том, что смотреть детям


Зачем обычно мы их включаем? Чтобы от детей отдохнуть (давайте честно в этом признаемся). Или когда не можем выносить их нытье «мне скучно», или когда нет никаких сил с ними общаться и заниматься.

Мультфильмы на самом деле могут сыграть в нашей жизни разную роль. Помните, как с электричеством – можно осветить дом, а можно – казнить им человека. Точно так же и мультфильмы – если мы этим процессом не управляем, через какое-то время своих детей мы можем просто не узнать. Но если использовать их с умом, то можно многому научить детей.

Скажу сразу — мы мультфильмы смотрим и любим. Правда, есть масса условий, наложенных сверху:

  1. Чем позже ребенок начнет смотреть мультфильмы, тем лучше. Психологи говорят о том, что лучше не раньше трех лет. Я же скажу – чем позже, тем лучше, потому что со старшими братьями и сестрами это нереально.
  2. Мы не смотрим телевизор, где есть реклама (иногда недетского содержания), и мультфильмы неясного содержания.
  3. Мы не включаем детям их на youtube, где в пару кликов можно оказаться непонятно где.
  4. Мы смотрим только то, что скачано на компьютер. То, что нами отобрано. Все новое смотрим один раз вместе для принятия решения. Если мне мультик не нравится, или же не нравится состояние детей после — удаляю. Без возражений.
  5. Мы обязательно обсуждаем с детьми, какой мультик хороший, какой плохой и почему. Что стоит смотреть, а что – нет.
  6. Включаю и выключаю мультики — я. На компьютере у нас пароль.
  7. Обычно один в день. Далеко не каждый день. Чаще всего им есть чем заняться, и они не вспоминают об этом. Бывают исключения из этого правила – если трое детей не могут выбрать на всех один мультик, то смотрят по очереди — сначала двое что-то одно, а потом третий — свое.
  8. Чаще бывает в экстренных случаях — когда болеют дети — это помогает уложить их в кровати, тогда их бывает больше. Или после перелетов, в которых дети поспали, а мы нет — чтобы хотя бы час доспать. Или если детей никак и ничем не занять прямо сейчас, чтобы не разгромили пространство. Или если болеем мы.
  9. Включаю мультфильмы я обычно рядом с собой, когда занимаюсь своими делами. Чтобы видеть, как дети реагируют, и что-то при необходимости объяснить. Потому что без объяснений дети далеко не все поймут, а что-то поймут не так. Примерно так у нас это сложилось, мы тут шишек набили немало – пробовали и так и этак. И потом разгребали последствия.

Сейчас вариант для нас самый оптимальный, когда детям и удовольствие, и развитие, и польза, а маме с папой иной раз тишина и покой. Хотя бы полчаса.

По каким критериям я мультфильмы выбираю?

  1. Те, после которых есть что обсудить с детьми. Например, вот был Молния МакКвин гордым и никого не любил, поэтому попал в такой переплёт, перевоспитался. И поэтому стал настоящим героем. Или Золушка вот умела ждать, верила в чудо и трудилась – и вышла замуж за принца.
    Те, которые не уродуют детскую речь. До сих пор не могу понять, зачем в милом и в целом приятном мультике, достаточно старом, про собачек («101 долматинец») так часто повторяется слово идиот и похожие? Без них там точно можно было обойтись. А ещё разные – «заткнись», «иди к черту», «балбес» и так далее. Дети это все быстро схватывают, и очистить их речь уже сложно.
  2. Те, которые не перевозбуждают. У меня есть такой критерий — если после мультика поведение ребёнка не совсем адекватно, мультик идёт в пожизненный черный список.
  3. Те, которые дают правильные модели поведения. А не «Шрек», где все рыгают и пукают, не «Миньоны», которые в целом ведут себя неадекватно, не «Покахонтас», которая одного полюбила, потом второго, не «Маша и Медведь», которые вообще непонятно о чем, не «Симпсоны» со странной моделью семьи. Тут можно перечислить большинство современной киноиндустрии. Гораздо лучше, например, «Вверх», позволяющий задуматься о смерти, семье и путешествиях, смысле жизни и мечтах. Или «Валли», после которого можно с детьми и о мусоре поговорить, и о спорте. Или «Самолеты» — где столько тем о призвании и вере в свои возможности можно поднять.
  4. Добрые и красивые. Иной раз попаду случайно на какой-то телеканал и ужаснусь — какое уродство сейчас рисуют детям, а они это смотрят! Мультфильмы и страшные, и злые, и безо всякой морали, даже напротив, все перевернуто с ног на голову и подается – как норма. Нарисовали лишь бы нарисовать, а дети это впитывают.
  5. Где есть герои, на которых ребенок мог бы равняться. И чтобы родителей это тоже устраивало. Если так присмотреться — вообще мало что детям можно показывать, особенно из современного, увы.
  6. Мультфильмы по священным писаниям — и таких все больше, например, для православных недавно вышел «необыкновенное приключение Серафимы» — для детишек он слегка скучноват, но в целом — отличный. Индийских вообще очень много — «Маленький Кришна» просто чудесен, и много других замечательных мультиков по писаниям. В них герои священных писаний оживают, вызывают чувства и так легко их полюбить и запомнить их истории.
  7. Те, где можно чему-то учиться. Например, очень понравился нам «Головоломка» из последних. Мы долго обсуждали эмоции, их выражение, проживание и их важность. На пальцах так не объяснишь, да и случай надо найти, чтобы с ребенком так глубоко говорить об эмоциях. А тут все наглядно и полезно.
  8. Отдельно выделю обучающие мультфильмы. Например, те же «Фиксики», где много интересного объясняется, или «Пин-Код Смешариков», где можно и про бактерии узнать, и о том, как мир устроен. Правда, по моему опыту, и первых, и вторых лучше ограничить одной серией в день (могут оказывать перевозбуждающее действие). Так же наши дети очень любят «Маленькие Эйнштейны», где звучит классическая музыка, рассказываются интересные истории.
  9. Музыкальные мультфильмы. Мы очень любим мультики с песнями, которые потом можно петь. Главное, чтобы песни были со смыслом (а в современных вариантах такого мало).
  10. Развивающие воображение. Например, «История игрушек», после которой наши дети придумывали собственные истории про свои игрушки.
  11. Мультфильмы со смыслом. Просто погони за мышками или кошками, огревание друг друга по голове чем-нибудь тяжелым и прочее — сразу нет. Зачем тратить время на мультик ни о чем? Тем более с такими событиями в них. Чему ребенок научится? Что запомнит?
  12. С положительными главными героями. Сейчас много мультиков, где главный герой – злодей. В итоге он может оказаться и не совсем плохим, но так и остается, например, вором и мошенником. Как будто это – нормально и в порядке вещей. Также у нас в черном списке любые мультфильмы про зомби и монстров (а их сейчас так много!). Не считается только «Корпорация монстров» — она все-таки очень добрая и красивая.
  13. Отдельно выделю документальные о природе и животных. И нравятся детям, и интересны/полезны даже для взрослых. Вы знали, например, что пингвинов высиживают папы, а не мамы? А что розовые фламинго рождаются серыми? И таких открытий в них много. В школе такого не рассказывают почему-то.

Не всегда под наши критерии подходят старые советские, хотя таких очень много у «Союзмультфильма», много хороших мультиков у «Пиксара», а так же среди старых у «Диснея».

Да, нам в данном случае «везет», что дети учатся дома, а это значит, что нет каких-то социальных догм, которые «обязательны», но родителям не очень нравятся. Если в школе у всех планшеты и все смотрят какой-то ужас вроде «Винкс» или «Губки Боба» или «Симпсонов» — мы можем без всего этого обойтись спокойно. Наши дети даже не знают, что это такое, и не переживают.

Все, о чем я хочу сказать, – давайте осознанно подходить к тому, что наши дети смотрят. Они же впитывают как губки, они все это потом проигрывают в жизни, пробуют. Для них мультики – это не просто рисованный мир, это нечто большее. Взрослые могут даже в любом непонятно чем найти хоть какой-то смысл, даже если он на самом заднем фоне. Дети мыслят буквально, и берут то, что видят. Остальное для них пока недоступно. Взрослые могут просто посмеяться и забыть, а дети видят только то, что на поверхности и берут это за модель поведения.

Конечно, проще посадить их подальше, и пусть делают что хотят, лишь бы не мешали, но по моему опыту, за это приходится платить, и достаточно дорого.

Если мы, взрослые, не регулируем тот информационный поток, который завладевает нашими детьми, то очень быстро можем не узнать их.

Нам с вами повезло – в наше время такого не было, мультфильм шел один раз в день, в «Спокойной ночи, малыши», иногда были еще большие выпуски в выходные – и все. У наших родителей такой опции отдыха от нас не было – и ничего, справились же! И мы выросли все-таки в реальном мире, приспособленными к реальной жизни, и у большинства из нас внутри все-таки вечные ценности сохранились. Хотелось бы и для наших детей того же самого.

Иногда стоит пожертвовать сегодняшним удобством ради того, чтобы завтра не было мучительно больно, вам так не кажется? По моему опыту постоянного нахождения с детьми 24 часа в сутки — не так уж это и утомительно, и не так сильно нужны все эти развлечения и отвлекания. Дети способны играть и без всего этого, и вполне успешно, между прочим.

Когда они сидят у монитора, они все одинаковы. Когда они расходятся по дому – они становятся разными. Один сидит и рисует, рисует, рисует. Другой собирает конструкторы и перевоплощается в разных героев. Третий копается в саду, выкапывает деревья, роет ямы. И не скучно им. И на пользу. И у меня достаточно времени на себя и свои дела. И про мультики не вспоминают, и планшеты не просят.

И все же если выбирать из двух зол меньшее, между планшетами и мультиками, я выберу второе. Чем же, по моему мнению, мультики лучше гаджетов (если можно так сказать)? Как минимум — почему я считаю, что они менее опасны (если правильно отобраны и руководят процессом все-таки родители)?

  1. Компьютер не будешь с собой везде таскать, он находится обычно в одном месте. Смотришь тут — идёшь на улицу и уже ничего не смотришь. А то сейчас многие дети на улицу выходят планшет выгулять. Не отлипают ни на секунду – ни в туалете, ни за столом.
  2. Мультфильмы — это все же не игра, игровая деятельность в реальной жизни лучше и насыщеннее. Здесь мы можем получить новый материал для игр, обсуждений, открытий. Мультики могут отлично стимулировать игровую деятельность — потом можно поиграть в Карлсона или Винни-Пуха.
    В нашей семье после мультиков гораздо лучше идут книги по ним же (те, которые бывают длинными и без особых картинок).
  3. Мультфильмы проще регулировать и вносить в них смысл, чем в гаджеты.
  4. Расстояние до глаз все-таки больше, можно его увеличивать безо всяких проблем, а с гаджетами оно все меньше и меньше. И лежа их смотрят, и стоя, и сидя.
  5. Еще раз из своего опыта скажу, что чем позже ребёнок начнёт смотреть мультфильмы, тем лучше. Младенцам мультики лучше не показывать, как и детям до 2-3 лет.

Вот, пожалуй, и все, что я хотела сказать в этой теме (и пусть в меня полетят тапки). В современном мире никуда от этого всего не денешься, где бы ты ни находился. Даже в деревнях уже в каждом доме кабельное и спутниковое, что уж говорить о мегаполисах.

А еще мне бы хотелось, чтобы мы приняли за норму, что дети – активные, шумные, не способные сидеть на одном месте, и не пытались изменить их природу.

Они ведь все-таки дети, и это случается в нашей жизни только однажды. Поэтому лучше принять их такими, какие они есть, зная, что это быстро проходит. Пусть сегодня они ползают в кафе под столом, бегают по поликлинике и кричат на приеме у врача, постоянно шумят, прыгают, скачут, стоят на голове. Это нормально, они просто дети. Они не должны вести себя тихо и смирно. Даже если нам этого очень хочется. Однажды они и правда будут спокойно ждать свой ужин, их невозможно будет вытащить с дивана, смогут терпеть боль и неудобства. Но только они в этот момент будут уже взрослые, а это совсем другая история и другие отношения. Не торопитесь, все придет в свое время. Главное – не упускать то, что происходит уже сегодня.